Правила игры в русский бильярд

Русский бильярд (Пирамида)


Собирательное название нескольких разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд представляет собой разновидность лузного бильярда, со своими особыми требованиями к оборудованию для игры.

Свободная пирамида, или Американка

Исходная позиция шаров: пирамида из пятнадцати белых шаров, установленная с помощью стандартного треугольника, расположена так, что передний шар пирамиды находится на задней отметке, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. Биток может находиться в любом месте в пределах дома (но не на линии дома, так как сама она к дому не относится).

После того как пирамида разбита битком, можно выбирать в качестве битка любой шар. Засчитывается попадание в лузу как прицельного шара, так и битка (но обязательно после соударения с прицельным шаром). Игрок, забивший шар в лузу (сыгравший шар), имеет право сделать следующий удар. Штрафы налагаются, если игрок выбил шар со стола, не попал битком ни по одному из прицельных шаров или неправильно произвел отыгрыш. Правила отыгрыша состоят в том, что если ни один из шаров не сыгран, то после соударения битка и прицельного шара как минимум один из них должен коснуться двух разных бортов (или, отразившись от одного борта довести другой шар до второго), либо коснуться одного борта, а затем пересечь центральную линию стола (или перекатить через неё другой шар), либо пересечь центральную линию стола, а затем коснуться одного борта (или довести другой шар до борта). В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на полку штрафного шара: сам произвести следующий удар, или уступить его нарушителю. Победившим считается игрок, первым забивший восемь шаров. Полная версия официальных правил для соревнований детальнейшим образом регламентирует ещё ряд деталей (в каком случае пирамида считается правильно разбитой, как следует наносить удары и т. п.), но здесь для краткости приведены лишь самые основные особенности.

В силу относительной простоты правил, свободная пирамида, или американка, наиболее часто используется в кино (например, в знаменитых сценах кинофильмов «Место встречи изменить нельзя» и «Новые приключения неуловимых»).

 

Московская пирамида (комбинированная пирамида)

Исходная позиция шаров: пирамида из пятнадцати белых шаров, установленная с помощью стандартного треугольника, расположена так, что передний шар пирамиды находится на задней отметке, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. Биток может находиться в любом месте в пределах дома (но не на линии дома, так как сама она к дому не относится).

Суть этого вида заключается в том, что игра ведется одним шаром. Однако отличия от Невской пирамиды (динамичная пирамида) присутствуют, причем довольно большие. Штраф — снятие соперником шара со стола и переход хода. Требования к отыгрышу — такие же как в свободной пирамиде. Ограничений на забивание своего шара нет, как и на чужого.

 

Русская пирамида десятка

Правила «десятки» соответствуют общим правилам Русской пирамиды, имея при этом ниже следующие особенности.

Выигрывает игрок, сумевший забить шар №10 при разбитии пирамиды, либо набрать 61 и более очков, либо пять шаров с последовательной нумерацией (например шары с номерами от 1 до 5 или от 2 до 6 и т.д.), либо 8 шаров.

Битком может служить только цветной шар.

Начальный удар осуществляется с любого места в доме по пирамиде, на вершине которой (1-й ряд) устанавливается шар №10, остальные шары пирамиды могут расставляться в любом порядке по взаимному согласию игроков.

За сыгранный шар игроку засчитывается количество очков, равное номеру этого шара.

Все забитые в результате начального удара шары засчитываются. Забитый при разбитии пирамиды биток для дальнейшей игры выставляется в любое место дома, а шар №10 снимается в пользу игрока.

Перед каждым ударом, после начального, игрок обязан объявить номер забиваемого шара(ов). В случае осуществления игроком отыгрыша объявление о нем можно не озвучивать.

Объявленный шар считается засчитанным, если он и/или биток будут забиты в любую лузу. Попадание битка засчитывается в случае его касания объявленного шара и для дальнейшей игры выставляется в любое свободное место дома, а объявленный шар снимается в пользу игрока. В случае попадания и объявленного шара и битка, биток выставляется в любое место дома, при этом в пользу игрока засчитывается наименьший по номеру шар из оставшихся в игре. В случае попадания битка при объявлении более одного шара, засчитывается шар у которого было касание с битком, а в случае касания битком нескольких объявленных шаров засчитывается наименьший по номеру.

В случае непопадания любого из объявленных игроком шаров, происходит переход хода к сопернику, при этом забитые объявленные шары и/или биток от них засчитываются.

В случае попадания необъявленного шара после удара игрока, соперник получает право на удар, а также при желании может уступить это право. Если при этом были забиты объявленные шары и/или биток от них, они засчитываются. Забитый необъявленный шар выставляется в любое свободное место продольной линии (прямой отрезок между передней и задней отметками) тем из игроков, кто будет наносить следующий удар. Если при этом от забитого необъявленного шара был забит биток, биток выставляется в доме тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае неизменности положения любого из объявленных шаров после завершения удара, на игрока налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Штрафным шаром считается прицельный шар с наименьшим номером, имеющимся в игре после завершения удара, приведшего к штрафу. Если в результате такого удара были забиты прицельные шары, то они выставляются в любое свободное место продольной линии. Если в результате такого удара был забит биток, то он выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае вылета любого шара с поля в результате удара игрока, на него налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Вылетевшие и забитые прицельные шары выставляются в любое свободное место продольной линии, а вылетевший или забитый биток выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

В случае попадания битка в лузу в результате неправильного удара игрока, на него налагается штраф. Штраф, в том числе, в ситуациях, оговоренных общими правилами Русской пирамиды, подразумевает изъятие штрафного шара и право хода в пользу соперника, который при желании может уступить это право. Забитый биток выставляется в любое свободное место дома тем из игроков, кто будет наносить следующий удар.

Информация с сайта Wikipedia